Понятие "игровые педагогические
технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов
организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще
педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной
целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые
могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются
учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на
уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство
побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и
ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
·
дидактическая
цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
·
учебная
деятельность подчиняется правилам игры;
·
учебный
материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
·
успешное
выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в
учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от
понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Виды педагогических игр
В первую очередь следует разделить
игры по виду деятельности:
·
на
физические (двигательные),
·
интеллектуальные
(умственные),
·
трудовые,
·
социальные
·
психологические.
По характеру педагогического
процесса выделяются
следующие группы игр:
·
обучающие,
тренировочные, контролирующие и обобщающие;
·
познавательные,
воспитательные, развивающие, социализирующие;
·
репродуктивные,
продуктивные, творческие;
·
коммуникативные,
диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр
по характеру игровой методики. Три большие группы составляют:
·
игры с
готовыми "жесткими" правилами;
·
игры
"вольные", правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;
·
игры,
которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве
условия игры и возникающие по ее ходу.
По содержанию игры с готовыми правилами различают:
все предметные (математические,
химические и т.д.),
спортивные,
подвижные,
интеллектуальные (дидактические),
строительные и технические,
музыкальные (ритмические,
хороводные, танцевальные),
лечебные,
коррекционные (психологические
игры-упражнения),
шуточные (забавы, развлечения),
ритуально-обрядовые и др.
Специфику игровой технологии в
значительной степени определяет игровая среда: различают игры с
предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности,
компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.
И, наконец, по форме (форма
есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в
самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники;
игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения;
игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации;
соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты,
старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы;
карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.