Игровые технологии
Понятие "игровые педагогические
технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов
организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще
педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной
целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые
могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются
учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на
уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство
побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и
ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: ·
дидактическая
цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; ·
учебная
деятельность подчиняется правилам игры; ·
учебный
материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; ·
успешное
выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в
учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от
понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Виды педагогических игр В первую очередь следует разделить
игры по виду деятельности: ·
на
физические (двигательные), ·
интеллектуальные
(умственные), ·
трудовые, ·
социальные ·
психологические. По характеру педагогического
процесса выделяются
следующие группы игр: ·
обучающие,
тренировочные, контролирующие и обобщающие; ·
познавательные,
воспитательные, развивающие, социализирующие; ·
репродуктивные,
продуктивные, творческие; ·
коммуникативные,
диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр
по характеру игровой методики. Три большие группы составляют: ·
игры с
готовыми "жесткими" правилами; ·
игры
"вольные", правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; ·
игры,
которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве
условия игры и возникающие по ее ходу. По содержанию игры с готовыми правилами различают:
все предметные (математические,
химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические,
хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические
игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и др.
Специфику игровой технологии в
значительной степени определяет игровая среда: различают игры с
предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности,
компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения. И, наконец, по форме (форма
есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в
самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники;
игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения;
игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации;
соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты,
старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы;
карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д. скачать и прочитать полностью
|