Здоровьесберегающие технологии, как
фактор сохранения здоровья школьников
Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её
национальной безопасности является образование. Физическое и
духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации
государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном
этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и
укреплении здоровья учащихся.
Охрану здоровья сегодня называют
приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые
дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем
способны заниматься производительно-полезным трудом.
Актуальность здоровьесбережения
отражена в следующих образовательных документах:
- Закон РФ «Об образовании».
- Национальная доктрина образования в
России
- Концепция модернизации российского
образования до 2010 года, Концепция непрерывного образования и ряд других
документов выделяют задачи сохранения здоровья подрастающего поколения и
создание условий для активизации инновационной деятельности по укреплению
здоровья в образовательных учреждениях.
- Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования.
За последние годы в России произошло значительное
качественное ухудшение здоровья школьников. По данным современных
валеологических исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться
здоровыми, 40% детей имеют различную хроническую патологию. У каждого
второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За
период обучения в школе число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
увеличивается в1,5 – 2 раза, с аллергическими заболеваниями – в
3 раза, с близорукостью – в 5 раз. Особенно неблагоприятная ситуация
со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназиях, колледжах,
лицеях, школах с углублённым изучением предметов и пр.), учебный процесс в
которых характеризуется повышенной интенсивностью.
Отмечено, что к концу учебного года
у школьников:
- в 2 раза увеличивается частота
гипертонических реакций;
- общее число неблагоприятных изменений
артериального давления достигает 90%;
- повышенная невротизация отмечается у
55% – 83% учащихся школ.
На здоровье детей влияет огромное
количество факторов:
-
факторы,
непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными
учреждениями (их часто называют «внутришкольными»);
-
все
остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.
Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей оказывают:
- шум
- освещенность
- воздушная среда
- размер помещений, кубатура
- дизайн, цвет стен (видеоэкологические
факторы)
- используемые стройматериалы, краска
- мебель: размеры, размещение в
помещении
- видеоэкранные средства - компьютеры,
телевизоры
- пищеблок: ассортимент, качество пищи,
организация питания
- качество питьевой воды, используемой
в школе
- экологическое состояние прилегающей к
школе территории
- состояние сантехнического
оборудования.
Существуют
учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от
администрации школы):
- объем учебной нагрузки, ее
соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника
- расписание уроков, распределение
нагрузки по дням, неделям, в учебном году
- организационно-педагогические условия
проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение
физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)
- объем физической нагрузки - по дням,
за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)
- особенности устава школы и норм жизни
школы
- медицинское и психологическое
обеспечение школы
- участие родителей учащихся в жизни
школы
- стиль управления администрации,
характер отношений «по вертикали»
- психологический климат
педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»
- интегрированность школы в окружающий
социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы
- наличие/отсутствие системы работы по
формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
- позиция и уровень компетентности
руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Также психолого-педагогические
факторы (зависящие в большей степени от учителя):
- психологический климат в классе, на
уроке, наличие эмоциональных разрядок
- стиль педагогического общения учителя
с учащимися
- характер проведения опросов и
экзаменов, проблема оценок
- степень реализации учителем
индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
- соответствие используемых методик и
технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
- степень ограничений в свободе
естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на
уроках (и вообще во время пребывания в школе)
- личные, психологические особенности
учителя, его характера, эмоциональных проявлений
- состояние здоровья учителя, его образ
жизни и отношение к своему здоровью
- обременение учителя собственными
проблемами, его способность психоэмоционального переключения
- степень педагогической автономии и
возможности инновационной деятельности учителя
- профессиональная подготовленность
учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Всемирная организации
здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье - это полное физическое,
психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это
физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные
отношения с людьми, природой и самим собой».
Ещё в древности мудрецы говорили: «Ни богатство, ни слава ещё
не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля», «Здоровье
не купишь, им можно только расплачиваться».
Чтобы говорить о здоровьесберегающих технологиях, необходимо
разобрать, что же такое технология. Например,
в «Большой советской энциклопедии» даётся следующее определение: «Технология (в любой области) – это
деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной
предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и
потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата
деятельности предварительно поставленным целям» (С. 63-64).
Здоровьесберегательной технологии даёт определение В.И.
Ковалько: «…это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает
отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего
и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение
здоровья ребёнка.
Различают здоровьеформирующие и
здоровьесберегающие технологии.
Здоровьеформирующие
образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы,
которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных
качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления
о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. (Н.К.
Смирнов)
Здоровьесберегающие
технологии (по Г.К.Селевко)
Это:
- Условия обучения ребёнка в школе
(отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и
воспитания);
- Рациональная организация учебного
процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями
и гигиеническими требованиями);
- Соответствие учебной и физической
нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
- Необходимый, достаточный и
рационально организованный двигательный режим.
Задача здоровьесберегающих
технологий - обеспечить
выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья,
тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую
самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о
своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.