Четверг, 13.06.2024, 22:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Виноградовой О.Ю.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Страна Мастеров Детский портал «СОЛНЫШКО» Журнал Костер

Детский сайт - Klepa.ru Поделки, игры и игрушки для детей Журнал Мурзилка Почитай-ка



Календарь праздников


Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является образование. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся.

Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих образовательных документах:

-       Закон РФ «Об образовании».

-       Национальная доктрина образования в России

-       Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Концепция непрерывного образования и ряд других документов выделяют задачи сохранения здоровья подрастающего поколения и создание условий для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья в образовательных учреждениях.

-       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным современных валеологических исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% детей имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата увеличивается в1,5 – 2 раза, с аллергическими заболеваниями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназиях, колледжах, лицеях, школах с углублённым изучением предметов и пр.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью.

Отмечено, что к концу учебного года у школьников:

-       в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций;

-       общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%;

-       повышенная невротизация отмечается у 55% – 83% учащихся школ.

На здоровье детей влияет огромное количество факторов:

-         факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»);

-         все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.

Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей оказывают:

-       шум

-       освещенность

-       воздушная среда

-       размер помещений, кубатура

-       дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)

-       используемые стройматериалы, краска

-       мебель: размеры, размещение в помещении

-       видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры

-       пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

-       качество питьевой воды, используемой в школе

-       экологическое состояние прилегающей к школе территории

-       состояние сантехнического оборудования.

Существуют учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от администрации школы):

-       объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника

-       расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году

-       организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)

-       объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время)

-       особенности устава школы и норм жизни школы

-       медицинское и психологическое обеспечение школы

-       участие родителей учащихся в жизни школы

-       стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»

-       психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»

-       интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы

-       наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся

-       позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя):

-       психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок

-       стиль педагогического общения учителя с учащимися

-       характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок

-       степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)

-       соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников

-       степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)

-       личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений

-       состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью

-       обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения

-       степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя

-       профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».

Ещё в древности мудрецы говорили: «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля», «Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться».

Чтобы говорить о здоровьесберегающих технологиях, необходимо разобрать, что же такое технология. Например,  в «Большой советской энциклопедии» даётся следующее определение: «Технология (в любой области) – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям» (С. 63-64).

Здоровьесберегательной технологии даёт определение В.И. Ковалько: «…это педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и преумножение здоровья ребёнка.

Различают здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии.

Здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. (Н.К. Смирнов)

Здоровьесберегающие технологии (по Г.К.Селевко)

Это:

-       Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

-       Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

-       Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;

-       Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Задача здоровьесберегающих технологий - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

статья полностью

Поиск
Календарь
информер
Осталось...
NetSchool