Четверг, 25.04.2024, 23:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Виноградовой О.Ю.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Страна Мастеров Детский портал «СОЛНЫШКО» Журнал Костер

Детский сайт - Klepa.ru Поделки, игры и игрушки для детей Журнал Мурзилка Почитай-ка



Календарь праздников


Календарно-тематическое планирование 1 класс УМК "Перспектива"

Обучение грамоте (авторы учебных пособий - Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.)

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

          Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

          Примерные программы начального общего образования учебно-методического комплекта «Перспектива» издательства «Просвещение»

          Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

— развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.

Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.

Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.

Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего

слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.

Содержание курса

Обучение грамоте и развитие коммуникативно-познавательных способностей

В период обучения грамоте дети получают первоначальные представления о различных формах общения: реального (людей друг с другом) и условного (с миром природы и вещей), сравниваются словесные и несловесные формы общения. Обращается внимание на значение жестов, мимики, выразительных движений, интонации общения, рисунков, осмысливается роль знаков в общении.

Главное внимание отводится обучению чтению и письму как письменным нормам речевого общения. Параллельно идет совершенствование устных форм общения, умений слушать и говорить, активно развивается диоматический слух учащихся.

Подготовительный период обучения

Устная форма общения. Актуализация опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Осмысление диалоговой формы речевого общения, выработка практических умений: слушать собеседника, проявлять к нему интерес, поддерживать диалог репликами; находить и отбирать соответствующие слова для выражения собственных мыслей.

Наблюдение за тем, какова роль жестов, мимики, движения, а также интонации и темпа речи в общении людей; культура общения.

Первоначальные представления о значении жеста. Распознавание значений отдельных жестов героев сказок, многозначность жеста в различных ситуациях общения.

Условное общение с предметами (игрушки, предметы быта, учебные принадлежности и др.). Разыгрывание сценок из воображаемой жизни вещей.

Игры со словом «Мы узнаем мир по именам». Называние имен предметов окружающего мира.

Введение в речь детей слов, обозначающих предметы, их качества, действия, назначение, функцию предмета; умение различать и употреблять слова, называющие отдельные предметы (роза, ландыш и др.) и обобщающие слова (цветы, растения и др.).

Общение с миром природы. «Оживление» мира природы: придумывание с помощью учителя сценок из воображаемой жизни растений и животных; наделение героев определенными качествами (добрый, ласковый, сердитый и т.д.)

Устное описание и сравнение различных видов животных, растений и птиц, изображение поз, действий и повадок, животных с помощью жестов, пластики движений, изобразительных действий и рисунков.

Слово в речевом общении. Осмысление номинативной функции слова. Представление о слове как имени вещи, предмета; о слове как имени собственном. Различение слов, обозначающих живые существа и неодушевленные предметы. Упражнения на классификацию слов.

Активное введение в речь слов и словосочетаний, обозначающих предметы окружающего мира, действия животных, характеризующих их внешний облик.

Письменная форма общения. Подготовка к письму и чтению: предыстория письменной речи.

Слово. Обозначение с помощью рисунка предметов материальной культуры (учебные вещи, предметы мебели), мира живой и неживой природы.

«Запись» названия сказки или заглавия рассказа с помощью рисунка. Озвучивание рассказов в картинках. Умение различать слово и предмет. Первоначальная ориентировка в звуковой структуре слова (искомый звук в начале, середине, конца слова). Развитие диоматического слуха.

Упражнения для подготовки к письму – раскрашивание, штриховка предметов.

Общение с использованием знаков-посредников.

Знакомство с условными знаками: знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.; расшифровка их значения; придумывание и рисование (запись) простейших знаков символов. «Чтение» знаков.

Использование знаков-символов в учебно-познавательной деятельности (обозначение коллективных, групповых и индивидуальных форм работы).

Расширение представлений о знаках: слово как сложный языковой знак, замещающий что-то (вещь, действие, предмет). Освоение действий звукового анализа слов, определение последовательности звуков в слове.

Первоначальное представление о слове как двусторонней единице языка на основе модели слова, представляющей единство его значения и звучания.

Слог. Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Ударение (выделение голосом, длительное и более сильное произношение одного из слогов в слове).

Подготовка к анализу звуковой структуры слова, к звукобуквенному письму.

Составление простейших сообщений с помощью слов-рисунков и «чтение» их; обмен письмами-рисунками между детьми разных классов; расшифровка писем-загадок, написанных пиктографическим способом. Запись сообщения, высказываний с помощью графической схемы. Первоначальные представления о предложении.

Речь. Общее представление на наглядно-образных моделях.

Деление речи на смысловые части и элементы с помощью рисунков, жестов, схем.

Озвучивание серии рисунков, которые помогают ребенку разделить сюжет сказок и рассказов на эпизоды.

Использование рисования как графической речи, как средства самовыражения.

Основной (букварный) период обучения.

В этот период идет овладение звукобуквенным письмом как наиболее эффективным способом записи мыслей, освоение чтения и письма как видов речевой деятельности, развивается культура речевого общения, совершенствуются коммуникативно-речевые навыки.

Устная форма общения. Речь.

1.      Развитие диалогической и монологической речи в различных ситуациях общения.

Умение вступать в диалог со сверстником и учителем: слушать и понимать вопросы собеседника, соотносить с ними свои ответы, корректировать содержание своих ответов в соответствии с репликами и вопросами партнера по общению.

Умение ориентироваться в ситуации общения: понимать, что, зачем, кому и как говорить в различных ситуациях – на уроке, на перемене, в семье; умение пересказать небольшой текст, озаглавить его.

Культура речи. Формирование умений воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи: различать на слух и верно употреблять сходные звуки [с-ш, с-з, ш-ж, п-б и др.]; отчетливо произносить слова, четко их, артикулируя; воспроизводить скороговорки, потешки, песенки с различными речевыми задачами в заданном темпе, с различной силой голоса, в сочетании с ритмическими движениями.

2.      Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной.

Различение в слове значения и его звучания на основе двусторонней модели слова, (значение слова как образ предмета, действия, свойства, которое можно представить, вообразить, вспомнить (изобразить). Звучание слова (последовательность звуков) можно услышать и записать с помощью схем.

Овладение действием звукового анализа слова различной слоговой структуры: фиксирование последовательности звуков в слове с помощью слого-звуковых и образно-символических схем (акрофонический способ записи звуков).

Выявление смыслоразличительной функции звуков в слове, фиксирование в схеме гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков. Деление слов на слоги; открытый и зарытый слоги. Звонкие и глухие согласные звуки.

Освоение действия ударения на практическом уровне (с помощью жестов руки, хлопков и т.д.), образно-символическом и знаковом уровнях; различение ударных и безударных гласных звуков. Озвучивание слого-звуковых схем, чтение слов «по следам» анализа.

Выделение из ситуативного контекста слов, содержащих определенный звук; фиксирование звуков буквами.

3.              Овладение механизмом чтения слога и слова.

Чтение открытого слога с ориентировкой на гласный звук, с опорой на сопоставление гласных [ы-и], [о-ё], [а-я], [о-е], [у-ю], их роль в слоге.

Освоение приемов целостного чтения слов с опорой на знак ударения, упражнения на восприятие и чтение слов различной слоговой и звукобуквенной структуры, упражнения на увеличение «поля» чтения, развитие темпа чтения.

Печатание слов с изученными буквами (после их слого-звукового анализа), включение данных слов в коммуникативную ситуацию и чтение предложений.

Самостоятельное чтение небольших текстов, записанных с помощью слов и пиктограмм; упражнения в выразительном чтении: выбор тона и темпа чтения в зависимости от цели высказывания; упражнения в чтении скороговорок, загадок, потешек с различной интонацией (в зависимости от подтекста, от поставленной речевой задачи).

4.                 Развитие первоначальных навыков письма.

Соблюдение гигиенических требований к письму (правило посадки ученика и расположения тетради на парте, положение ручки при письме и т.д.)

Развитие мелкой мускулатуры и мелких движений пальцев руки с помощью целенаправленных упражнений.

Последовательное освоение двух типов ориентировки:

- ориентировка на строке: рабочая строка и межстрочное пространство, верхняя и нижняя линии строки; письмо прямых и наклонных линий на строке;

- ориентировка в написании буквы: выделение в букве опорных элементов (точек или ритмически повторяющихся элементов), письмо букв на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.). Запись печатных букв с использованием опор и самостоятельно; перевод их в письменные буквы.

Ритмическое  и связное письмо букв, их соединений в словах; развитие навыков послогового проговаривания слов при их записи.

Написание предложений и небольшого рассказа на определенную тему по рисунку и личным наблюдениям. Изложение небольшого прочитанного рассказа (с помощью учителя).

Включение элементов письменного текста в коммуникативно-речевую ситуацию (записка для мамы, приглашение, объявление).

Формирование умения контролировать себя во время письма, сравнивая свою запись с исходным словом, предложением, текстом.

Язык как средство общения. Первоначальное представление о таких элементах языка, как звуки и буквы, слово и предложение, а также правилах графики и орфографии.

Звуки и буквы. Различение гласных и согласных звуков, обозначение буквами е, ё, ю, я йотированных (слитных) гласных звуков в начале слова, после гласных звуков и мягкого и твердого знаков; обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака (ь) и букв я, и, ю, е, ё; перенос слова по слогам.

Слог. Ударение.

Построение акцентно-графической схемы слов; выделение ударного слога. Деление слов на слоги. Слого-звуковой анализ слова. 

Алфавит, его значение.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; письмо слова с непроверяемым написанием (учение, учитель, фамилия, пенал и др.); разделительные твердый и мягкий знаки.

Слово. Слова как названия (имена) предметов окружающего мира, их свойств и действий.

Учение различать звуковую, буквенную формы слова и его содержание (значение) на основе двусторонней наглядно-образной модели слова.

Деление слов-названий на собственные и нарицательные. Большая буква в собственных именах людей, кличках животных, названиях городов и улиц.

Деление слов-названий, обозначающих живые (одушевленные и неодушевленные) предметы, по вопросам кто? что?

Первые наблюдения за использованием в речи антонимов (холодный-горячий и др.) и синонимов (ребенок, дитя и др.).

Группировка слов (с помощью учителя) по темам, ориентирующая на значение слова: «Человек» (семья, внешний вид, качества человека), «Наш дом» (квартира, бытовые приборы), «Наш город» (улица, почта, транспорт, магазин, театр, библиотека, школа, спорт), «Природа» (времена года, растения, животные).

Классификация слов по вопросам: кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделает? что сделал? Выявление (с помощью учителя) классифицирующих (обобщенных) признаков предметности, качества и действия.

Предложение. Объединение слов в предложения и выделение предложения в коммуникативной ситуации. Интонационное оформление предложений.

Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.

Простейший структурно-смысловой анализ предложений: выделение и называние предмета речи (кто это? что это?)  и того, что о нем сообщается (что делает? что сделает?). Установление связи между словами в предложении.

Наблюдение за взаимосвязью порядка слов в предложении и его смыслом. Предложения составляются устно: Мы пойдем на елку (а не в театр); На елку пойдем мы (а не они).

Послебукварный период обучения.

Чтение и письмо. Первоначальное обобщение, систематизация полученных знаний о языке и речи: различение звука и буквы, слова и предложения, устной и письменной речи.

Практическое различение в слове звуковой, буквенной формы и содержания (значения) на основе двусторонней наглядно-образной модели слова. Звукобуквенный анализ слов.

Закрепление элементарных правил русской графики и первоначальных орфографических умений и навыков. Упражнения в написании обобщенных элементов букв (чистописание).

Поэтапное формирование регулятивной функции речи: развитие умений корректировать свои действия в соответствии с речевой задачей, планировать свою деятельность, анализировать образец, соотносить его с полученным результатом.

Практическое различение художественных и научно-познавательных текстов. Наблюдение за особенностями использования языка в этих текстах: где творит художник слова, который воздействует на воображение, чувства, а где – ученый, обобщающий факты, случаи из жизни. Отработка навыка чтения целыми словами, формирование умения читать текст выразительно. 

далее можно посмотреть, скачав файл 



Математика (автор учебных пособий - Л.Г.Петерсон) 


Окружающий мир (автор учебных пособий - Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.) 


Изобразительное искусство (автор учебных пособий - Т.Я. Шпикалова) 

 
Поиск
Календарь
информер
Осталось...
NetSchool