Рабочая программа составлена на
основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
•
Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации
№ 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования»
•
Примерные программы начального общего
образования учебно-методического комплекта «Перспектива» издательства «Просвещение»
•
Учебный план образовательного учреждения
на 2011/2012 учебный год
Обучение грамоте является
органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую
коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической
школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую
культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить
их к духовно-нравственным ценностям.
Содержание нового курса и методика
обучения ориентированы на решение следующих задач:
— сформировать умения писать и читать, слушать и
говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего
средства общения и взаимного понимания людей;
— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с
развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей
учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
— развить образное и логическое мышление у каждого
ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей
культуры человека.
В новой системе обучения
грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты,
рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с
культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и
играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной
речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.
Обучение грамоте в новой
системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые
помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент
мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения,
представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации
общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его
результатах.
Изучение языка как средства
общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной
(назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом
обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к
предложению и тексту.
Работа со словом в новой
системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как
двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания
(значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать
«устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов,
которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от
звучащего
слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.
Содержание курса
Обучение грамоте и
развитие коммуникативно-познавательных способностей
В
период обучения грамоте дети получают первоначальные представления о различных
формах общения: реального (людей друг с другом) и условного (с миром природы и
вещей), сравниваются словесные и несловесные формы общения. Обращается внимание
на значение жестов, мимики, выразительных движений, интонации общения,
рисунков, осмысливается роль знаков в общении.
Главное
внимание отводится обучению чтению и письму как письменным нормам речевого
общения. Параллельно идет совершенствование устных форм общения, умений слушать
и говорить, активно развивается диоматический слух учащихся.
Подготовительный
период обучения
Устная
форма общения. Актуализация опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Осмысление
диалоговой формы речевого общения, выработка практических умений: слушать
собеседника, проявлять к нему интерес, поддерживать диалог репликами; находить
и отбирать соответствующие слова для выражения собственных мыслей.
Наблюдение
за тем, какова роль жестов, мимики, движения, а также интонации и темпа речи в
общении людей; культура общения.
Первоначальные
представления о значении жеста. Распознавание значений отдельных жестов героев
сказок, многозначность жеста в различных ситуациях общения.
Условное
общение с предметами (игрушки, предметы быта, учебные принадлежности и др.).
Разыгрывание сценок из воображаемой жизни вещей.
Игры
со словом «Мы узнаем мир по именам». Называние имен предметов окружающего мира.
Введение
в речь детей слов, обозначающих предметы, их качества, действия, назначение,
функцию предмета; умение различать и употреблять слова, называющие отдельные
предметы (роза, ландыш и др.) и обобщающие слова (цветы, растения и др.).
Общение
с миром природы. «Оживление» мира природы: придумывание с помощью учителя
сценок из воображаемой жизни растений и животных; наделение героев
определенными качествами (добрый, ласковый, сердитый и т.д.)
Устное
описание и сравнение различных видов животных, растений и птиц, изображение
поз, действий и повадок, животных с помощью жестов, пластики движений,
изобразительных действий и рисунков.
Слово
в речевом общении. Осмысление номинативной функции слова. Представление о слове
как имени вещи, предмета; о слове как имени собственном. Различение слов,
обозначающих живые существа и неодушевленные предметы. Упражнения на
классификацию слов.
Активное
введение в речь слов и словосочетаний, обозначающих предметы окружающего мира,
действия животных, характеризующих их внешний облик.
Письменная
форма общения. Подготовка к письму и чтению: предыстория письменной речи.
Слово.
Обозначение с помощью рисунка предметов материальной культуры (учебные вещи,
предметы мебели), мира живой и неживой природы.
«Запись»
названия сказки или заглавия рассказа с помощью рисунка. Озвучивание рассказов
в картинках. Умение различать слово и предмет. Первоначальная ориентировка в
звуковой структуре слова (искомый звук в начале, середине, конца слова).
Развитие диоматического слуха.
Упражнения
для подготовки к письму – раскрашивание, штриховка предметов.
Общение
с использованием знаков-посредников.
Знакомство
с условными знаками: знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и
др.; расшифровка их значения; придумывание и рисование (запись) простейших
знаков символов. «Чтение» знаков.
Использование
знаков-символов в учебно-познавательной деятельности (обозначение коллективных,
групповых и индивидуальных форм работы).
Расширение
представлений о знаках: слово как сложный языковой знак, замещающий что-то
(вещь, действие, предмет). Освоение действий звукового анализа слов,
определение последовательности звуков в слове.
Первоначальное
представление о слове как двусторонней единице языка на основе модели слова,
представляющей единство его значения и звучания.
Слог.
Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Ударение
(выделение голосом, длительное и более сильное произношение одного из слогов в
слове).
Подготовка
к анализу звуковой структуры слова, к звукобуквенному письму.
Составление
простейших сообщений с помощью слов-рисунков и «чтение» их; обмен
письмами-рисунками между детьми разных классов; расшифровка писем-загадок,
написанных пиктографическим способом. Запись сообщения, высказываний с помощью
графической схемы. Первоначальные представления о предложении.
Речь.
Общее представление на наглядно-образных моделях.
Деление
речи на смысловые части и элементы с помощью рисунков, жестов, схем.
Озвучивание
серии рисунков, которые помогают ребенку разделить сюжет сказок и рассказов на
эпизоды.
Использование
рисования как графической речи, как средства самовыражения.
Основной
(букварный) период обучения.
В
этот период идет овладение звукобуквенным письмом как наиболее эффективным
способом записи мыслей, освоение чтения и письма как видов речевой
деятельности, развивается культура речевого общения, совершенствуются
коммуникативно-речевые навыки.
Устная
форма общения. Речь.
1. Развитие диалогической и
монологической речи в различных ситуациях общения.
Умение вступать в диалог со
сверстником и учителем: слушать и понимать вопросы собеседника, соотносить с
ними свои ответы, корректировать содержание своих ответов в соответствии с
репликами и вопросами партнера по общению.
Умение ориентироваться в ситуации
общения: понимать, что, зачем, кому и как говорить в различных ситуациях – на
уроке, на перемене, в семье; умение пересказать небольшой текст, озаглавить
его.
Культура речи. Формирование
умений воспринимать на слух и воспроизводить все звуки речи: различать на слух
и верно употреблять сходные звуки [с-ш, с-з, ш-ж, п-б и др.]; отчетливо
произносить слова, четко их, артикулируя; воспроизводить скороговорки, потешки,
песенки с различными речевыми задачами в заданном темпе, с различной силой
голоса, в сочетании с ритмическими движениями.
2. Звуковой анализ слов как переход
от устной речи к письменной.
Различение в слове значения и его
звучания на основе двусторонней модели слова, (значение слова как образ
предмета, действия, свойства, которое можно представить, вообразить, вспомнить
(изобразить). Звучание слова (последовательность звуков) можно услышать и
записать с помощью схем.
Овладение действием звукового
анализа слова различной слоговой структуры: фиксирование последовательности
звуков в слове с помощью слого-звуковых и образно-символических схем
(акрофонический способ записи звуков).
Выявление смыслоразличительной
функции звуков в слове, фиксирование в схеме гласных и согласных звуков,
твердых и мягких согласных звуков. Деление слов на слоги; открытый и зарытый
слоги. Звонкие и глухие согласные звуки.
Освоение действия ударения на
практическом уровне (с помощью жестов руки, хлопков и т.д.),
образно-символическом и знаковом уровнях; различение ударных и безударных
гласных звуков. Озвучивание слого-звуковых схем, чтение слов «по следам» анализа.
Выделение из ситуативного
контекста слов, содержащих определенный звук; фиксирование звуков буквами.
3.
Овладение
механизмом чтения слога и слова.
Чтение открытого слога с
ориентировкой на гласный звук, с опорой на сопоставление гласных [ы-и], [о-ё],
[а-я], [о-е], [у-ю], их роль в слоге.
Освоение приемов целостного
чтения слов с опорой на знак ударения, упражнения на восприятие и чтение слов
различной слоговой и звукобуквенной структуры, упражнения на увеличение «поля»
чтения, развитие темпа чтения.
Печатание слов с изученными
буквами (после их слого-звукового анализа), включение данных слов в
коммуникативную ситуацию и чтение предложений.
Самостоятельное чтение небольших
текстов, записанных с помощью слов и пиктограмм; упражнения в выразительном чтении:
выбор тона и темпа чтения в зависимости от цели высказывания; упражнения в
чтении скороговорок, загадок, потешек с различной интонацией (в зависимости от
подтекста, от поставленной речевой задачи).
4.
Развитие
первоначальных навыков письма.
Соблюдение гигиенических
требований к письму (правило посадки ученика и расположения тетради на парте,
положение ручки при письме и т.д.)
Развитие мелкой мускулатуры и
мелких движений пальцев руки с помощью целенаправленных упражнений.
Последовательное освоение двух
типов ориентировки:
- ориентировка на строке: рабочая
строка и межстрочное пространство, верхняя и нижняя линии строки; письмо прямых
и наклонных линий на строке;
- ориентировка в написании буквы:
выделение в букве опорных элементов (точек или ритмически повторяющихся
элементов), письмо букв на строке с использованием опор (точек, наклонных линий
и др.). Запись печатных букв с использованием опор и самостоятельно; перевод их
в письменные буквы.
Ритмическое и связное письмо букв, их соединений в словах;
развитие навыков послогового проговаривания слов при их записи.
Написание предложений и
небольшого рассказа на определенную тему по рисунку и личным наблюдениям.
Изложение небольшого прочитанного рассказа (с помощью учителя).
Включение элементов письменного
текста в коммуникативно-речевую ситуацию (записка для мамы, приглашение,
объявление).
Формирование умения
контролировать себя во время письма, сравнивая свою запись с исходным словом,
предложением, текстом.
Язык
как средство общения.
Первоначальное представление о таких элементах языка, как звуки и буквы, слово
и предложение, а также правилах графики и орфографии.
Звуки и буквы. Различение гласных
и согласных звуков, обозначение буквами е, ё, ю, я йотированных (слитных)
гласных звуков в начале слова, после гласных звуков и мягкого и твердого
знаков; обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака
(ь) и букв я, и, ю, е, ё; перенос слова по слогам.
Слог. Ударение.
Построение акцентно-графической
схемы слов; выделение ударного слога. Деление слов на слоги. Слого-звуковой
анализ слова.
Алфавит, его значение.
Правописание сочетаний жи-ши,
ча-ща, чу-щу; письмо слова с непроверяемым написанием (учение, учитель,
фамилия, пенал и др.); разделительные твердый и мягкий знаки.
Слово. Слова как названия (имена)
предметов окружающего мира, их свойств и действий.
Учение различать звуковую,
буквенную формы слова и его содержание (значение) на основе двусторонней
наглядно-образной модели слова.
Деление слов-названий на
собственные и нарицательные. Большая буква в собственных именах людей, кличках
животных, названиях городов и улиц.
Деление слов-названий, обозначающих
живые (одушевленные и неодушевленные) предметы, по вопросам кто? что?
Первые наблюдения за
использованием в речи антонимов (холодный-горячий и др.) и синонимов (ребенок,
дитя и др.).
Группировка слов (с помощью учителя)
по темам, ориентирующая на значение слова: «Человек» (семья, внешний вид,
качества человека), «Наш дом» (квартира, бытовые приборы), «Наш город» (улица,
почта, транспорт, магазин, театр, библиотека, школа, спорт), «Природа» (времена
года, растения, животные).
Классификация слов по вопросам:
кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделает? что
сделал? Выявление (с помощью учителя) классифицирующих (обобщенных) признаков
предметности, качества и действия.
Предложение. Объединение слов в
предложения и выделение предложения в коммуникативной ситуации. Интонационное
оформление предложений.
Заглавная буква в начале
предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак в конце
предложения.
Простейший структурно-смысловой
анализ предложений: выделение и называние предмета речи (кто это? что
это?) и того, что о нем сообщается (что
делает? что сделает?). Установление связи между словами в предложении.
Наблюдение за взаимосвязью
порядка слов в предложении и его смыслом. Предложения составляются устно: Мы
пойдем на елку (а не в театр); На елку пойдем мы (а не они).
Послебукварный
период обучения.
Чтение и письмо. Первоначальное
обобщение, систематизация полученных знаний о языке и речи: различение звука и
буквы, слова и предложения, устной и письменной речи.
Практическое различение в слове
звуковой, буквенной формы и содержания (значения) на основе двусторонней
наглядно-образной модели слова. Звукобуквенный анализ слов.
Закрепление элементарных правил
русской графики и первоначальных орфографических умений и навыков. Упражнения в
написании обобщенных элементов букв (чистописание).
Поэтапное формирование
регулятивной функции речи: развитие умений корректировать свои действия в
соответствии с речевой задачей, планировать свою деятельность, анализировать
образец, соотносить его с полученным результатом.
Практическое различение
художественных и научно-познавательных текстов. Наблюдение за особенностями
использования языка в этих текстах: где творит художник слова, который
воздействует на воображение, чувства, а где – ученый, обобщающий факты, случаи
из жизни. Отработка навыка чтения целыми словами, формирование умения читать
текст выразительно.
далее можно посмотреть, скачав файл