Известный нейрофизиолог А. Р. Лурия доказал, что нарушение фонематического слуха и звуко-буквенного анализа связано с нарушением деятельности определенного отдела головного мозга, отвечающего за процесс письма. Причины нарушения деятельности этого отдела могут быть разные (травма, воспалительные процессы, наследственность), но в итоге ребенок может стать безграмотным.
При первых же признаках нарушения письма необходимо обращаться к логопеду.
– Если не проводить коррекцию «глупых» ошибок, надеяться, что все исправится само собой, то дисграфия «превратится» в дизорфографию (неспособность применять орфографические правила на письме, что опять же приведет к безграмотности).
– Речевые нарушения играют большую роль в формировании письменной речи. Тем не менее если специфические ошибки в письменных работах единичны, это не является дисграфией. Причиной таких ошибок могут быть усталость, напряжение, невнимательность и плохое самочувствие.
– Сформированность пространственных представлений (лево – право, верх – низ и т. д.) и хорошо развитая мелкая моторика способствуют успешному освоению написания букв.
– Лепка, работа ножницами, штриховка, шнуровка обуви, правильное удержание ложки и вышивание помогут развить мелкую моторику. Занимайтесь этим до школы, и ваш ребенок будет радовать вас и учителей красивым каллиграфическим почерком.
– Требуйте от ребенка сопровождать письмо диктовкой. Это поможет избежать таких ошибок на письме, как пропуски и замены букв, слогов и слов.
– Не заставляйте детей с нарушением письма многократно переписывать работу. Положительного результата это не дает.
– Детям-дисграфикам нельзя следовать принципу «безотрывного» письма (при написании слов ручка не отрывается от строки в тетради).
– Не подгоняйте ребенка с медленным темпом деятельности. Это приведет к увеличению количества специфических ошибок на письме.
– Следуя моде, не заменяйте письмо от руки печатанием на клавиатуре. Такая замена негативно отразится на развитии головного мозга. Кроме того, письмо ручкой гораздо эффективнее развивает моторику, чем рисование.
– Знайте, что письмо – это интеллектуальное упражнение. В нем участвуют различные анализаторы: тактильный, зрительный и слуховой.
– Не спешите обвинять учителей во всех неудачах ребенка. Определите сначала причину этих неудач.
– Помните, что все трудности преодолимы, но в одиночку с ними не справиться: требуются совместные усилия родителей, учителей, логопеда, психолога, возможно, невролога. Но больше всего вам будут необходимы терпение и доброта.
По материалам http://family.rambler.ru/snova-v-shkolu/soveti-i-rekomendatsii/diskgrafiia/
|